Перспективы российского сегмента тяжелых грузовиков: что нас ждет?
4 декабря в Москве состоялась пресс-конференция ассоциации РОАД, посвященная ситуациям на российском рынке коммерческого транспорта. Вице-президент ассоциации, Виталий Киселев, озвучил тревожные данные о состоянии среднетоннажных автомобилей, которые на протяжении последних десяти лет становятся все меньше. С 2016 года их число сократилось на четверть, и сейчас на российских дорогах осталось 1,727 миллиона таких автомобилей. В 2016 году их было 2,3 миллиона, а средний возраст этих автомобилей достиг практически 28 лет, при этом самосвалы и спецтехника имеют предельный срок эксплуатации в четыре десятилетия. Данная ситуация заставляет компании оставаться на устаревших моделях, таких как ЗИЛ.
Во время конференции также была представлена информация о тяжелом сегменте рынка. Максим Шишко из дилерской компании «Глобал трак сервис» сообщил, что доля китайских брендов уменьшилась с 60% до 53%, тогда как российские компании повысили свою долю до 38%. Однако общий рынок оказался под давлением: количество сделок, по оценкам экспертов, упало почти на 50%. На 2025 год в лучшем случае прогнозируют продажу 46 тысяч грузовиков, что нельзя назвать оптимистичным результатом даже в сравнении с предыдущими кризисами 2009, 2014 и 2015 годов.
Год 2023 стал рекордным по продажам тяжелых грузовиков — 125,7 тысячи единиц, но уже в предыдущем году наблюдается падение объемов спроса до 102 тысяч. Это связано с переизбытком предложений на рынке, что способствовало уменьшению цен. На складах остаются значительные объемы китайских грузовиков, относящихся к специфическим российским стандартам, которые пока не могут найти своих покупателей.
При этом проблема «изъятия» автомобилей, за которые компании не в состоянии платить, оказывает на рынок серьезное давление. Несмотря на снижение цен, перевозчики предпочитают старый транспорт. Ситуация обостряется тем фактом, что китайские производители продолжают агрессивно работать на российском рынке за счет дотаций от своих материнских компаний, что создает неустойчивую цену на грузовики.
Максим Шишко также упоминал о том, что на складах скопилось почти 14 тысяч грузовиков, которых не удается реализовать. В наибольшей степени это касается такой техники, как FAW, Dongfeng и Shacman. Прогнозы на ближайшие годы остаются крайне осторожными: участники RОAD считают, что уровень продаж в сегменте HCV составит лишь 4 тысячи автомобилей в месяц. На фоне рынка лидирует КАМАЗ с объемом продаж 12,6 тысячи единиц, что составляет 30,1%. Следующими идут Sitrak и Shacman с заметно меньшей долей.